Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 12:37

Учитель-логопед

Клубкова  Ольга  Вячеславовна
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта

 

Овладела и использую в коррекционной работе современные формы и методы обучения, проектные и информационно-коммуникационные технологии.

31 мая 2017 года

Выступление на III Международной научно-практической конференции

"Логопедия вчера,сегодня, завтра: традиции и инновации"

30 марта 2017 года

Городской семинар

Современные образовательные технологии в коррекции нарушений у детей как средство

социально - педагогической адаптации обучающихся

Дисграфия - пути преодоления    

Самым сложным видом деятельности для человека является письмо.
   Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых  функций:

  • Слуховой дифференциации звуков;
  • Правильного произношения звуков;
  • Языкового анализа и синтеза;
  • Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение);

  Неречевых функций:

  • Восприятие (слуховое, зрительное)
  • Память
  • Внимание
  • Мышление
  • Психомоторика
  • Оптико-пространственные представления
  • Невербальный интеллект

  Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

 В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов.

    Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.                                                                                                                                   Такой вид дисграфии встречается у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.        

             Причиной возникновения - является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.                                  В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

             Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

  • пропуски согласных;
  • пропуски гласных;
  • перестановки букв;
  • добавления букв;
  • пропуски, добавления, перестановки слогов;
  • слитное написание слов;
  • раздельное написание слов;
  • слитное написание предлогов с другими словами;
  • раздельное написание приставки и корня.                                                                                                                                                                                                                                                                                      Такой вид ошибок считается самым распространённым. И этот вид дисграфии встречается наиболее часто.

             Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Характерные ошибки:

  • замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М);
  • замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т)
  • недописывание элементов буквы
  • «зеркальное» изображение букв

                Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.

Характерные ошибки:

  • изменение падежных окончаний;
  • неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
  • пропуск членов предложения;
  • нарушение последовательности слов в предложении;
  • нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.

Такой вид дисграфии зачастую сопутствует общему недоразвитию речи.

 

Что бы выявить дисграфию стоит обратить особое внимание:
1. Если ребенок левша.
2. Если ребенок посещал логопедическую группу.
3. Если в семье говорят на двух или более языках
4. Если ребенок слишком рано пошел в школу (у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению.)
5. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
6. Нарушение лексико-грамматического строя речи

Коррекционное воздействие в устранении дисграфии осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.

Пути коррекции:

  •  произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи  
  •  зрительного и слухового внимания 
  •  фонематического слуха  
  •  звукового анализа и синтеза слов
  • грамматического строя речи

В коррекционную работу с младшими школьниками, включаются задания разных уровней, где отрабатываются следующее приемы:

Так на этапе работы с буквами, можно предложить детям следующие задания:

- выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их элементы;

- придумывают слова, содержащие заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова)

 

Работа со словами предполагает выполнение детьми следующих упражнений:

- отгадывание ребусов и кроссвордов; игра в морской бой

Работа со словосочетаниями строится таким образом:

- дети подбирают прилагательные (признак предмета) к заданному слову (зебра полосатая); существительные к прилагательным (хитрая лиса);

Работа с предложением:

- соединяют разорванные части предложений;

На этапе работы с текстами:

- составляют и записывают рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам и т. д.

Правильно проведенная работа позволяет сформировать у ребенка

  • процесс звукоразличения,
  • фонематический слух,
  • слухоречевое внимание,
  • понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами,
  • умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста множественны, и, как правило, сочетаются друг с другом, поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития, предполагать разностороннее воздействие на личность ребенка, что в свою очередь, дает построить коррекционную программу, создать оптимальную последовательность привлечения специальных средств, методов и различных упражнений по коррекции дисграфии или иных развивающих или коррекционных воздействий.

июнь 2016 года

Участие в конкурсе "Наше подмосковье"-премия губернатора Московской области

4 марта 2015 года

Областной научно - практический семинар в рамках диссеминации передового опыта педагогических работников ОУ Московской области                               

        

     

                

 

 

 

"Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы

с детьми с нарушением речи"

 

   

             

 «Использование мнемотехники на занятиях учителя - логопеда»

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания. 

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

моторики.
      Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние мнемотехники на речевое развитие ребёнка.

 

 

                                      

 

Цель: автоматизировать произношение звука Л в слогах, словах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

расширять объём знаний и представлений об окружающем мире;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас

2.  Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух;
развивать зрительное внимание и восприятие, мышление;
развивать тонкую моторику органов артикуляции и пальцев рук;
развивать координацию речи с движением;
развивать сильный и равномерный речевой выдох;
развивать связную речь

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать инициативность, умение преодолевать трудности,
контролировать выполнение собственных действий.

 

Оборудование: зеркало, картинки-символы артикуляционной гимнастики, икт игра «Приключение Смешариков», игры с картинками «Назови ласково», «Один-два-пять», «У кого больше?» в названии которых есть звук «Л», трубочка и шарик для выполнения дыхательного упражнения, изображение пчелы и улья, компьютер.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Сегодня к нам в гости пришла пчелка Мила. Поздоровайся с ней. Он хочет с тобой поиграть в разные игры. А ты, хочешь с ней поиграть? (Ребенок: да хочу).

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Мила будет тебе показывать картинки-символы, а ты покажешь ей, как их можно изобразить с помощью языка и губ, хорошо 

  «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А теперь раздвинем губы

Посчитаем наши зубы.1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.

       «Слоник»

Буду подражать слону

Губы хоботком тяну  1.2.3.4.5.6.7.8.910.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю

          «Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.1.2…1.2….1.2….1.2….1.2.

            «Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

            «Маляр»

Красим в доме потолок,

Чтоб он в дождик не промок.

Вперед-назад, вперед-назад…1.2…1.2…1.2….1.2…1.2.

Ремонту каждый будет рад.

           «Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

 

Игра: «Поймай звук» - развитие фонематического восприятия

Логопед: мы с Милой будем  произносить разные слоги и слова, если ты услышишь звук «Л», подними цветочек (ла, лу, по, ло, лы, лу, со, жук, лак, ложка, журнал, лук, стол, ложка, сом, овощи, лодка, лужа, пчела).

- Молодец.

Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке                              (рука на столе, опираясь на локоть, пальцы

                                                                                       растопырены)

Дом для пчел, а где же пчелки?                  (пальцы смыкаются в кольцо(улей) и  

                                                                                        прижимается к «елке»)

Надо в домик постучать 1,2,3,4,5.               (разжимать и сжимать пальцы)

Я стучу, стучу по елке                                  (стучать кулачками друг о друга)

Где же, где же эти пчелки?                           (развести руки)

Стали вдруг вылетать 1,2,3,4,5.                       (растопырить пальцы и шевелить ими)

 

Дыхательная  гимнастика. 

– Покажи, как летают пчелки? (трубочка и шарик)

Игра ИКТ «Приключение смешариков»

Физкультминутка.

 Солнышко

Вот и Пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Ну-ка плечи распрями.

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись.

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

                                             Выполнять движения в соответствии с текстом.

Игра: «Назови ласково»

Логопед: - Давай научим Милу произносить слова  ласково, я буду произносить слова, а ты произнесешь их ласково:

Ложка — ложечка,

лук – лучок,

лапа – лапка,

лужа – лужица 

лопата – лопаточка

лукошко – лукошечко

лоб – лобик

луг – лужок

Игра: «Один-два-пять»

Взрослый: - Посчитай  лужи до пяти.

Одна лужа, две лужи, пять луж.       

Одно лукошко, два лукошка, пять лукошек.

Один  лось, два лося, пять лосей.

Одна лодка, две лодки, пять лодок.

Игра: «У кого больше?»

Взрослый: — У меня один лось, а у тебя много …

Малыш: — А у меня много лосей.

Одна лампа – много ламп,

одни лыжи – много лыж,

одно лукошко – много лукошек. 

Итог занятия.

Логопед: Мы сегодня хорошо провели время с пчелкой Милой. А тебе понравилось играть с пчелкой?  а что именно, расскажи. Молодец.

Какой звук мы сегодня повторяли? Ты очень хорошо работала, красиво и правильно произносила звук «Л». И Миле понравилось на нашем занятии, она тебя благодарит.

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz