Представление педагогического опыта
Овладела и использую в коррекционной работе современные формы и методы обучения, проектные и информационно-коммуникационные технологии.
31 мая 2017 года
Выступление на III Международной научно-практической конференции
"Логопедия вчера,сегодня, завтра: традиции и инновации"
30 марта 2017 года
Городской семинар
Современные образовательные технологии в коррекции нарушений у детей как средство
социально - педагогической адаптации обучающихся
Дисграфия - пути преодоления
Самым сложным видом деятельности для человека является письмо.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:
- Слуховой дифференциации звуков;
- Правильного произношения звуков;
- Языкового анализа и синтеза;
- Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
- Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение);
Неречевых функций:
- Восприятие (слуховое, зрительное)
- Память
- Внимание
- Мышление
- Психомоторика
- Оптико-пространственные представления
- Невербальный интеллект
Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов.
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме. Такой вид дисграфии встречается у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Причиной возникновения - является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.
Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
- пропуски согласных;
- пропуски гласных;
- перестановки букв;
- добавления букв;
- пропуски, добавления, перестановки слогов;
- слитное написание слов;
- раздельное написание слов;
- слитное написание предлогов с другими словами;
- раздельное написание приставки и корня. Такой вид ошибок считается самым распространённым. И этот вид дисграфии встречается наиболее часто.
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Характерные ошибки:
- замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М);
- замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т)
- недописывание элементов буквы
- «зеркальное» изображение букв
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.
Характерные ошибки:
- изменение падежных окончаний;
- неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
- пропуск членов предложения;
- нарушение последовательности слов в предложении;
- нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.
Такой вид дисграфии зачастую сопутствует общему недоразвитию речи.
Что бы выявить дисграфию стоит обратить особое внимание:
1. Если ребенок левша.
2. Если ребенок посещал логопедическую группу.
3. Если в семье говорят на двух или более языках
4. Если ребенок слишком рано пошел в школу (у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению.)
5. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
6. Нарушение лексико-грамматического строя речи
Коррекционное воздействие в устранении дисграфии осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.
Пути коррекции:
- произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи
- зрительного и слухового внимания
- фонематического слуха
- звукового анализа и синтеза слов
- грамматического строя речи
В коррекционную работу с младшими школьниками, включаются задания разных уровней, где отрабатываются следующее приемы:
Так на этапе работы с буквами, можно предложить детям следующие задания:
- выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их элементы;
- придумывают слова, содержащие заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова)
Работа со словами предполагает выполнение детьми следующих упражнений:
- отгадывание ребусов и кроссвордов; игра в морской бой
Работа со словосочетаниями строится таким образом:
- дети подбирают прилагательные (признак предмета) к заданному слову (зебра полосатая); существительные к прилагательным (хитрая лиса);
Работа с предложением:
- соединяют разорванные части предложений;
На этапе работы с текстами:
- составляют и записывают рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам и т. д.
Правильно проведенная работа позволяет сформировать у ребенка
- процесс звукоразличения,
- фонематический слух,
- слухоречевое внимание,
- понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами,
- умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста множественны, и, как правило, сочетаются друг с другом, поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития, предполагать разностороннее воздействие на личность ребенка, что в свою очередь, дает построить коррекционную программу, создать оптимальную последовательность привлечения специальных средств, методов и различных упражнений по коррекции дисграфии или иных развивающих или коррекционных воздействий.
июнь 2016 года
Участие в конкурсе "Наше подмосковье"-премия губернатора Московской области
4 марта 2015 года
Областной научно - практический семинар в рамках диссеминации передового опыта педагогических работников ОУ Московской области
"Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы
с детьми с нарушением речи"
«Использование мнемотехники на занятиях учителя - логопеда»
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
моторики.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние мнемотехники на речевое развитие ребёнка.
Цель: автоматизировать произношение звука Л в слогах, словах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
расширять объём знаний и представлений об окружающем мире;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас
2. Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух;
развивать зрительное внимание и восприятие, мышление;
развивать тонкую моторику органов артикуляции и пальцев рук;
развивать координацию речи с движением;
развивать сильный и равномерный речевой выдох;
развивать связную речь
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать инициативность, умение преодолевать трудности,
контролировать выполнение собственных действий.
Оборудование: зеркало, картинки-символы артикуляционной гимнастики, икт игра «Приключение Смешариков», игры с картинками «Назови ласково», «Один-два-пять», «У кого больше?» в названии которых есть звук «Л», трубочка и шарик для выполнения дыхательного упражнения, изображение пчелы и улья, компьютер.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуй! Сегодня к нам в гости пришла пчелка Мила. Поздоровайся с ней. Он хочет с тобой поиграть в разные игры. А ты, хочешь с ней поиграть? (Ребенок: да хочу).
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Мила будет тебе показывать картинки-символы, а ты покажешь ей, как их можно изобразить с помощью языка и губ, хорошо
«Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А теперь раздвинем губы
Посчитаем наши зубы.1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.
«Слоник»
Буду подражать слону
Губы хоботком тяну 1.2.3.4.5.6.7.8.910.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю
«Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.1.2…1.2….1.2….1.2….1.2.
«Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
«Маляр»
Красим в доме потолок,
Чтоб он в дождик не промок.
Вперед-назад, вперед-назад…1.2…1.2…1.2….1.2…1.2.
Ремонту каждый будет рад.
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Игра: «Поймай звук» - развитие фонематического восприятия
Логопед: мы с Милой будем произносить разные слоги и слова, если ты услышишь звук «Л», подними цветочек (ла, лу, по, ло, лы, лу, со, жук, лак, ложка, журнал, лук, стол, ложка, сом, овощи, лодка, лужа, пчела).
- Молодец.
Пальчиковая гимнастика.
Домик маленький на елке (рука на столе, опираясь на локоть, пальцы
растопырены)
Дом для пчел, а где же пчелки? (пальцы смыкаются в кольцо(улей) и
прижимается к «елке»)
Надо в домик постучать 1,2,3,4,5. (разжимать и сжимать пальцы)
Я стучу, стучу по елке (стучать кулачками друг о друга)
Где же, где же эти пчелки? (развести руки)
Стали вдруг вылетать 1,2,3,4,5. (растопырить пальцы и шевелить ими)
Дыхательная гимнастика.
– Покажи, как летают пчелки? (трубочка и шарик)
Игра ИКТ «Приключение смешариков»
Физкультминутка.
Солнышко
Вот и Пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Ну-ка плечи распрями.
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись.
На носочки встанем,
Солнышко достанем.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Игра: «Назови ласково»
Логопед: - Давай научим Милу произносить слова ласково, я буду произносить слова, а ты произнесешь их ласково:
Ложка — ложечка,
лук – лучок,
лапа – лапка,
лужа – лужица
лопата – лопаточка
лукошко – лукошечко
лоб – лобик
луг – лужок
Игра: «Один-два-пять»
Взрослый: - Посчитай лужи до пяти.
Одна лужа, две лужи, пять луж.
Одно лукошко, два лукошка, пять лукошек.
Один лось, два лося, пять лосей.
Одна лодка, две лодки, пять лодок.
Игра: «У кого больше?»
Взрослый: — У меня один лось, а у тебя много …
Малыш: — А у меня много лосей.
Одна лампа – много ламп,
одни лыжи – много лыж,
одно лукошко – много лукошек.
Итог занятия.
Логопед: Мы сегодня хорошо провели время с пчелкой Милой. А тебе понравилось играть с пчелкой? а что именно, расскажи. Молодец.
Какой звук мы сегодня повторяли? Ты очень хорошо работала, красиво и правильно произносила звук «Л». И Миле понравилось на нашем занятии, она тебя благодарит.